golovac

Categories:

Вторая неделя отпуска в Питере. Илья Ефимович в Русском музее.

Не собирался я идти на выставку Репина в Русском музее, пугали картинки из Москвы, где народ штурмовал Айвазовского в Третьяковке.

Кажется фото лучше передает характер Репина.
Кажется фото лучше передает характер Репина.

 Ан нет, в наших Пенатах нету такой тяги к прекрасному. Шли мы себе спокойно в Инженерный замок, а тут ровно десять человек приплясывают на ступеньках корпуса Бенуа- красота! 

К стыду своему в Корпусе Бенуа не был не разу.
К стыду своему в Корпусе Бенуа не был не разу.

Мы присоединились, минут пять попрыгали и пошли вкушать живопИсь.

 На скептический лад настроились уже в гардеробе- нету плечиков! Но если поплакать и пошуршать сторублевкой- то есть. Почему уважаемые руководители культурных мест считают, что в эти самые места ходят люди исключительно в ватниках и пОльтах, которые совсем не жалко? Ну нет на наших верхних одеждах петелек для крючков из дедовских гардеробов, нету! Хорошо хоть сто рублей есть, хотя все равно не понимаю, что за проблема поставить нормальные вешала?

Но вернемся к содержимому. Выставка довольна большая, представлены все главные картины, кроме, пожалуй, «Государственного совета». Тут тебе и «Бурлаки» и «Крестный ход» и «Запорожцы». Основная масса портретов тоже присутствует, хотя, конечно, не в полном составе — из портретов Тургенева вывешен только первый.

Кто только Ивана Сергеевича не изображал- Ге, Маковский, Перов и прочее и прочее, а все не нравилось. Может не в художниках дело?
Кто только Ивана Сергеевича не изображал- Ге, Маковский, Перов и прочее и прочее, а все не нравилось. Может не в художниках дело?

 Зато «Не ждали» есть и в первом варианте (с курсисткой),

Редко встречающийся первый вариант картины.
Редко встречающийся первый вариант картины.

 и во втором (с мужиком и революционным подтекстом).

А это- классика! Заметно прибавилось народу.
А это- классика! Заметно прибавилось народу.

Это не театр, туточки я мог бы на десяток страниц комментов накатать, но ограничусь главными итогами. Талант у человека был, школа прекрасная. Из хорошего- все. Из плохого- ребята из Академии художеств той поры ни разу не Рембрандты и не Веласкесы с Гоей. И с цветом и со светом у них явные проблемы. Поэтому и на мировом рынке не сильно котируются. Если смотреть как менялась манера художника во времени (а выставка неплохо укомплектована разными периодами), то остается впечатление, что своего почерка и твердого курса Илья Ефимович не имел. Немножко передвижников, немножко академизма, иногда закос под импрессионистов, а то и полный Матисс под названием «Гопак» (вместо «Танца»).

Живенько так!
Живенько так!

 Флюгер какой-то. Так и в жизни- и в Товарищество вступал, и в Академии преподавал, и с «Миром искусств» почти задружился. То же и с учениками — обойма из Бродского, Бенуа, Серова и Кустодиева лучшая иллюстрация таланта, с одной стороны, и тотального отсутствия своей программы, с другой стороны. 

Еще один вопрос, возникший после просмотра- а кто Репин по национальности? Вот не надо только шить мне антисемитизм, не надо. Вопрос родился прямо на выставке, когда в одном из последних залов увидел портрет Керенского. А рядом висели картинки про 905 год, с баррикадами. А ранее были не только портреты всех и вся (не только и не столько творческой интеллигенции),

Графиня, отнюдь не богема.
Графиня, отнюдь не богема.

 но и отсутствующий «Госсовет» и присутствующее  эпическое полотно о встречи Александра Третьего с народными представителями.

По мне так полная хрень заказная. Но кушать хочется всегда. Т всем.
По мне так полная хрень заказная. Но кушать хочется всегда. Т всем.

 Есть у евреев чудная заповедь- поддерживать любую существующую власть (если она святыни не оскверняет). Вот и родился вопрос. И похоже не безосновательно, вся родня из кантонистов. Но это так, исключительно для расширения кругозора и углубленного знакомства с биографией художника. Воспоминания современников довольно сильно отличаются от школьной программы. 

Спасибо выставке за разбуженный интерес к этому периоду российской живописи. В планах поездка в «Пенаты»

 и поход в музей-квартиру Исаака Бродского (не путать с Иосифом). 

Мне очень понравилась живопись Ильи Ефимовича в позднем периоде творчества. Милый такой старикан с трудом удерживающий в руках кисти. Палитру и вовсе приходилось привязывать!

 А на  автопортрете этакий старичок-хитрован, всю жизнь морочивший всем голову. Не-не, я очень по-доброму к нему. Правда. Проникся. 

  

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.