Галопом по Новодевичьему.
Надо уже завязывать с кладбищенскими историями, тем более, что к самому погосту они относятся «боком-боком», все больше ассоциативные мотивы рождают массу историй. Накопилось уже масса впечатлений о других, менее грустных местах. Итак- галопом!

Вот парохода на Новодевичьем нет. И даже могилы академика Шокальского,

в честь которого пароход назван- тоже нет. Здесь нет могил ни беспутной героини «Чудного мгновения..», ни папы автора этих стихов, ни автора романса на них. Даже дедушка, чей портрет висит в Эрмитаже в галерее героев войны 1812 года, похоронен не здесь, а на Смоленском лютеранском кладбище.

Здесь похоронена Екатерина Ермолаевна Шокальская. Дочь героя-генерала Ермолая Керна и беспутно-распутной Анны Петровны Керн.

Она же несостоявшаяся жена Михаила Глинки, который пудрил ей мозги без малого 20 лет и финансировал аборт. Да и мама его упала на амбразуру, а маму Миша слушался до конца дней.

Она же несостоявшаяся жена овдовевшего папы Пушкина. Но тут уже Наталья Гончарова легла на рельсы- «не бывать в нашей приличной семье (три ха-ха!) Кернов!».

Зато жизнь положила на воспитание сына и отлично получилось. И при царизме и при большевизме Академик Шокальский был востребован, обласкан и уважаем. Поэтому ушла в мир иной Екатерина Ермолаевна в доме сына на Английском проспекте со спокойной душой. Хочется верить.

Это семья Рыковых. Три поколения адмиралов Российского флота, все достойные сыны отечества. Защищали Родину от недругов, строили Владивосток и Кронштадские форты, осваивали паровой флот и первые подводные лодки. Василий Иванович в Синопском сражении вывез с турецкого флагмана адмирала Осман-Пашу. Последний из династии- Александр Николаевич- потерял ногу при обороне Порт-Артура. Это не остановило строителей светлого будущего. В октябре 1918 года в рамках «красного террора» его с семьей взяли в заложники и через полтора месяца расстреляли в Петропавловской крепости. Только в 2011 году его останки были найдены и идентифицированы, после чего он лег в землю здесь на Новодевичьем рядом с родными.

Этому Адмиралу повезло больше, не дожил до «лучших» времен. Зато при жизни успел -дай Бог каждому. Изучал и Северные широты и Дальний Восток. Трижды совершил кругосветные путешествия, плавал с Путятиным и Гончаровым. Был и моряком и дипломатом. В конце жизни сменил волны на рельсы, стал Министром путей сообщения. Строил порты от Одессы до Петербурга, прокладывал морские каналы в Санкт-Петербург и из Черного моря в Азовское, строил железные дороги. При нем начали тянуть Транссиб и густо связали путями всю европейскую часть России. В 1888 у станции Борки случилась катастрофа с царским поездом. Люди погибли, а сам Император долгое время удерживал на плечах крышу вагона, спасая близких. Курско-Харьковско-Азовская дорога была частной, но совесть мучила Министра и Адмирала (странно, правда?). Четырежды он писал прошение об отставке еще до окончания расследования и только после этого Александр Третий его отпустил.

К разговору о расследованиях. Когда в 1930 году случилась самая крупная в истории авария с трамваем, то следствие и суд продолжались ровно четыре дня! 1 декабря последний вагон грузового поезда, двигавшийся задом через Международный (ныне Московский) проспект, наехал на трамвайный вагон битком набитый спешившими на заводы рабочими. Погибло 28 человек, еще 19 остались изувеченными. Через четыре дня десятерых посадили на 10 лет, еще пятерым дали от года до пяти. Оперативно! И случилось это в 100 метрах от Новодевичьего кладбища. Наверное именно поэтому и захоронены они здесь- на коммунистической площадке.
Пролетарии частенько находили здесь свой покой, и в советские времена

и при проклятом царизме.

Хоть и местами живописно, но как все запущено!




И напоследок о красоте. Чудную Казанскую церковь в Новодевичьем монастыре построил архитектор Косяков Василий Антонович. Нравилась ему, видимо, Святая София в Константинополе, а мне нравятся результаты его трудов.






Вот и все. Может еще вернусь сюда. За скобками осталось масса интересного.