golovac

Categories:

Коллекция Бродского. И лейкемия.

Напомню, что речь идет о выставке «Другой Бродский» в залах Музея Академии художеств. О картинах «другого» уже отчитался, теперь речь о некоторых работах его коллекции.

Для начала обозначу свое отношение к такого рода собраниям прекрасного. Какого такого? Собранного в переломные моменты истории. Во времена, когда буханка хлеба была наивысшей ценностью, когда в бесхозных реквизированных и просто брошенных квартирах оставались реликвии времени и семей. И никакие оправдания, дескать- я спасал- не катят. Спас? Молодец, отнеси в музей. А если выменял на сахарок, то ждет тебя кипящая смола на том свете. Или «острая лейкемия» в 53 года от роду, невесть кем организованная. И это едва ли не единственный случай, когда я готов поверить в божий промысел. Резюме: плохо я отношусь к коллекциям собранным интендантами во время революций и войн.

В этом случае коллекция досталась народу, поэтому смотрел ее с чувством глубокого удовлетворения, пытаясь понять, каким образом тот или иной экземпляр попал в руки Исаака Израилевича.

По описи музея в коллекции насчитывается более двух тысяч артефактов, из которых более 250 являются живописными полотнами русских художников. Плюс более четырехсот графических работ разных авторов и пара сотен произведений хозяина квартиры. Надо бы еще отметить, что примерно двести произведений искусства были переданы Бродским в музей Бердянска, на малую родину. 

Начинаем просмотр и строим догадки.

Кустодиев. Портрет И. И. Бродского 1920 г.
Кустодиев. Портрет И. И. Бродского 1920 г.

Начнем с виновника торжества в исполнении самого светлого человека в мире художников тех лет. А может и не только тех?

Если работы современников собирались на основе дружеских отношений (готов допустить), то наличие в коллекции работ старых мастеров точно указывает на «сахарок» или конфискат.

Суриков. Прислужница. До 1912 г.
Суриков. Прислужница. До 1912 г.

Небольшая работа Сурикова, если и привлекла внимание, то богатой рамой. И еще моим невежеством. В моем представлении не мог быть Василий Суриков быть современником Октябрьской революции. Просто никак не мог! Собственно он и не был ее свидетелем, но дожил аж до марта 1916 года. Вероятно тематика его картин подвела мою голову. Стыдно.

Боровиковский. Портрет Новосильцева 1818 г.
Боровиковский. Портрет Новосильцева 1818 г.

Из-за промашки с Василием Ивановичем решил проверить свои представления и о прочих авторах. С Боровиковским все вроде бы обошлось. Стоит лишь отметить, что родился он в Миргороде, который в том 1757 году еще не относился ни к какой губернии Российской империи, а наоборот числился за Гетманщиной. Это к вопросу о многолетнем союзе России и Украины (Малороссии, ибо Новороссии еще не было вовсе). Именно Екатерина изумилась до невозможности, узнав, что родные хохлы ни копейки в казну не платят! И только после этого началась совместная жизнь. Так что братья то мы совсем недавние. А Боровиковский писал левой рукой. И что?

Тропинин. Украинка со сливами. 1848 г.
Тропинин. Украинка со сливами. 1848 г.

Василий Андреевич Тропинин достоин совершенно отдельной и весьма обширной статьи. Это покруче будет, чем ихний «Фауст»! Человек закончивший Академию Художеств, оставаясь крепостным. Причем по принципиальным соображениям хозяев- нравился им это художник! Они и жениться ему позволили на вольной барышне. Но в соответствии с законом «вынуждены» были и девушку записать себе в крепостные. За него просили все знакомые и приятели помещиков, лично господин Строганов, который Академией художеств ведал, предлагал любые деньги, но... Подарили ему вольную на Пасху в 1823 году. Художнику было 47 лет. А вскорости- через пять лет- и жену с детьми отпустили. Благодетели, блин. И человек начал с нуля. И раскрутился по-взрослому. Один портрет Пушкина чего стоит, лучший! А в конце жизни понаехали всякие импортные мазилкины, да и своих доморощенных развелось. Тяжело дались последние годы, плохо стало с заказами, цены упали. Но работал Василий Андреевич до последнего вздоха, молодец. И картины у него правильные, не салонные.

Архипов. Птицелов. 1895 г.
Архипов. Птицелов. 1895 г.

Абрам Ефимович Архипов не имеет ничего общего со своим именем. Папа бывший крепостной Ефим Никитич и мама Арина Федоровна назвали ребенка по святцам. Пацан из глухой деревни на Рязаньщине, начав с подмастерья в приезжей бригаде иконописцев, раскрутился собственным трудом до великого художника. Его картины и сейчас улетают за шестизначные суммы, а в начале 20-го века произвели фурор колоритом и сюжетами. При Советской власти одним из первых получил звание «Народного художника РСФСР». Умер от рака в 1930 году.

Маковский. Просительница. 1917 г.
Маковский. Просительница. 1917 г.

Где-то в голове роились смутные сведения о многочисленных Маковских, но не отчетливо. Оказалось, что было их много- художниками стали братья Константин, Владимир, Николай и сестра их Александра. Да и не могло быть иначе, если их папа один из основателей будущего Строгановского училища в Москве. И дети все как один стали преуспевающими и респектабельными. Вот, например, представленный здесь Владимир успел и директором Академии художеств поработать и статским советником стать. Умер в Петрограде в 1920 году. И картина попала к Бродскому. Несладко было в те времена бывшим статским советникам в Питере.

Вот если бы попалась нам картина его брата Константина, то и рассказ был бы заковырестей. Тот тоже ушел из жизни в Петрограде, но ему помог трамвай, который таранил его экипаж. Надо заметить, что электрический транспорт в те годы был реально страшной для здоровья вещью, еще коснусь этой темы. Но забавное приключение с Константином Маковским случилось в Москве совсем недавно. В 2014 году из гостиницы«Метрополь» один грузин и один азербайджанец сперли его самую знаменитую картину «Смерть Ивана Грозного», за которую он получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. И ведь поймали злодеев, но тайну они не выдали. Так и сгинул шедевр. 

Браз. Новгород. 1927 г.
Браз. Новгород. 1927 г.

Есть три причины, по которым все-таки оставил фото этой картины. Во-первых, много лет назад мы купили у московского художника пейзаж. Как я теперь понимаю, навеянный именно этой работой Хаим-Йосель Менделевича. Мне наша картина, хоть она и перекочевала на дачу, до сих пор нравится. Во-вторых, Браз учился в Одессе у Кириака Констанди, а этот человек вырастил целую плеяду талантов и про него нужно будет почитать отдельно. В-третьих, этот Браз попал под раздачу Советской власти. В 1924 году его арестовали за скупку и вывоз картин за рубеж (верю) и шпионаж (не верю). И сослали на Соловки- в СЛОН. Два года он там отмантулил, пока «художественная общественность Ленинграда» не добилась его выпуска. В Новгород. Там в ссылке он чего-то кому-то помогал в местном музее. А в 28 году выехал (как???) в Германию, потом в Париж, потом в Швейцарию. И торговал там картинами и антиквариатом. Але, ЧК! Кому «общественность» заслала?

Юон. Утро в Угличе. 1913 г.
Юон. Утро в Угличе. 1913 г.
Юон. Углич.
Юон. Углич.

А это, как вы понимаете- Константин Федорович Юон. Человек редкостного везения и везучей судьбы. Родился в семье директора страховой компании- везунчик. Семья была выходцами из Швейцарии- джек пот! При этом женился на простой крестьянке, чем поверг в шок папу и лишил его дара речи на несколько лет. Зато прожил с женой долгую и счастливую жизнь. Всю жизнь рисовал церкви с куполами, а после революции еще и сцены апокалипсиса из жизни заключенных в СЛОНе. И хоть бы что! И при царизме прекрасно жил, и после Великого октября не страдал. Правда, какой-то длинный инкубационный период вышел в РСФСР, но потом ка-а-к прорвало. И Сталинская премия в 1943 году, и орден Ленина, и два Красных знамени. А в 1952 году на 77 году жизни надумал дедушка в партию вступить! И кто ему откажет? А в 83 года возглавил Союз художников всего СССР. Прямо марафонец, а не дед! 

Репин, увидев его работу на одной из ранних выставок, сказал: «Весело!». И это понравилось Юону. С этим девизом он и творил. Отдаю должное Илье Ефимовичу, от работ художника у меня тоже остается такое впечатление, радостное и светлое.

Рылов. Лебеди над Камой. 1920 г.
Рылов. Лебеди над Камой. 1920 г.

Перед нами не лучшая работа Пришвина от живописи, но характерная. Аркадий Александрович Рылов был верным соратником Бродского, постоянным гостем и сотрапезником. И умер практически одновременно с ним. Тоже лейкимия, нет? Хотя ему было уже 69 лет. Или все-таки лейкимия? Ох, не нравятся мне эти совпадения, тем паче, что не последние в этой записке.

А некоторые его работы очень неплохи- «Зеленый шум» и «В голубом просторе»- это супер! 

Лоховский. Портные 1918 г.
Лоховский. Портные 1918 г.

Меня заинтересовала сама композиция. А что со стульями? Проблема? или это лишнее подтверждение, что все семитские племена имеют общее в своей культуре- сплошной дастархан! 

Что еще?  Аарон Беркович родился в Черноболе (!), учился у Кириака Костанди в Одессе. Кроме того его выперли из Академии Художеств за пропуск года, который он провел в Иерусалиме. Сионизм безусловно его притягивал. В 25 году уехал в Париж по приглашению Люксембургского музея, да там и остался. Умер в Нью-Йорке в возрасте 56 лет в 1937 году от -внимание!- острой и внезапной лейкемии. Охренеть! Где они ее все нашли?

Репин. Девочка с букетом. 1878 г. (Дочка Репина Вера в Абрамцево).
Репин. Девочка с букетом. 1878 г. (Дочка Репина Вера в Абрамцево).

Собственно с этой картиной все понятно. Учитель подарил этюд ученику и положил начало этой коллекции.

Красная собака Петрова-Водкина, очень ранний натюрморт Шагала и вполне себе типичный Рерих.
Красная собака Петрова-Водкина, очень ранний натюрморт Шагала и вполне себе типичный Рерих.

Невозможно было упустить такую возможность- засунуть в объектив телефона разом таких непохожих художников.

Малявин. Портрет скульптура Беклемишева. 1910-ые.
Малявин. Портрет скульптура Беклемишева. 1910-ые.

Филипп Андреевич полный тезка деда моей жены, не мог я пройти мимо. Скульптор Беклемишев не просто так нарисован. Именно он привез 21-летнего инока Афонского монастыря в Академию художеств. Попал на Афон мальчонка в 16 лет из семьи государственных крестьян исключительно влекомый желанием научиться писать иконы. Таким образом, в 1892 году он с Афона выезжает в Санкт-Петербург. И учится вместе с Сомовым (чей папа работает хранителем Эрмитажа), Грабарем, Остроумовой и прочими будущими мирискусниками (читай- снобами). А он в скуфейке и подряснике. Через три года его работы покупает Третьяков. Дипломную работу «Смех» Академия отвергла. Вот беда! Зато ее взяли на Всемирную выставку в Париж и дали там Золотую медаль. А итальянцы выставили ее на четвертой Венецианской биенале и купили для Галереи современного искусства. Обалдеть! И это еще не все! Его красные бабы ( а он рисовал в основном таких) оказались в музее д,Орсэ. Много ли там картин русских художников? Вот! 

Из России уехал в 22 году для устройства персональной выставки. Хотя до этого Ленина рисовал и Луначарского (но рисовал по просьбе и они позировали, а не тиражировал). Уехал, но картины на выставки в Россию периодически присылал. В 40 году его в Брюсселе арестовали фашисты, но отпустили. Умер в Ницце, похоронен на Русском кладбище. А в Оренбурге ему поставили памятник.

Коровин. Гурзуф. Цветы. 1916 г.
Коровин. Гурзуф. Цветы. 1916 г.

Про Константина Алексеевича следовало бы писать отдельно. Вместе с дружком Левитаном пролетел мимо выпускных экзаменов в Академии. Удачно прислонился к Мамонтову, крепко дружил с Шаляпиным. Колоритный дядька, оставивший много прелюбопытнейших воспоминаний! По сию пору сохранилась его дача в Гурзуфе, где теперь отдыхают деятели Худфонда. Помнится я писал про опасность трамваев в то время. Так вот сыну Коровина этим самым электрическим гадом отрезало ступню. Папа сильно переживал и долго отсиживался в Гурзуфе. В 22-ом году уехал во Францию. По совету Луначарского! Умер — внимание!- в 1939 году от внезапного сердечного приступа на улице Парижа. Хорошо хоть не от лейкемии.

Головин. Натюрморт. Цветы и фарфор. 1910-ые.
Головин. Натюрморт. Цветы и фарфор. 1910-ые.

Александр Яковлевич Головин — главный импрессионист России. Может и так (это мнение официальных критиков), а по мне довольно несчастный человек с нетрадиционной ориентацией. Сначало детство в семье преуспевающего священника, потом суровая нужда после смерти родителей. Учеба в классе Поленова, дружба с Коровиным, Левитаном, Врубелем и несчастная женитьба, связанная с осознанием, что женщины не его профиль. Любимая работа в качестве Главного художника Императорских театров и близкая «дружба» с Мейерхольдом, а в финале болезнь и одинокая старость. Умер 1930 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. Я могилу не нашел.

Яковлев. Базар. 1912.
Яковлев. Базар. 1912.

Александр Евгеньевич один из самых продаваемых ныне русских художников на зарубежных аукционах. Нетривиальная семья, нетривиальная судьба. Мама- первая в России женщина доктор математических наук. Папа изобретатель «первого русского двигателя внутреннего сгорания» (это как ??) и основатель и руководитель первого российского завода по производству моторов. На этом заводе, кстати, был собран первый в нашей стране автомобиль. Завод существует поныне, зовется «Вулкан». По стипендии Академии наук уехал не в Европу, а на Дальний восток. В Россию не вернулся, перебрался в Париж. В 20-ых и 30-ых годах участвовал в автопробегах «Ситроена» по Африке и Азии. Это было круто! После первого заезда получил орден «Почетного легиона»- это высшая награда Франции. Заодно пришли и известность и достаток. Умер в Париже в 1938 году в возрасте 50 лет во время операции. Лечили от лейкемии?

Кустодиев. Купец.
Кустодиев. Купец.

Самый правильный и светлый человек в большой семье русских живописцев серебряного века. Не могу о нем писать коротко, а подробно- здесь не место. Замечу, что вероятно, это единственный русский, чья работа выставлена в галереи Уффицы. И не то, чтобы мне сильно нравился этот музей (по большому счету там только Боттичелли и надо смотреть), но факт сам по себе интересный.

Кустодиев. Масленица. 1919 г.
Кустодиев. Масленица. 1919 г.

А Борис Григорьев стал для меня настоящем открытием. Портрет Шаляпина видел и раньше, но про художника практически ничего не знал. У него и биография классная, начиная от бабушек и дедушек, и картины прекрасные. 

Григорьев. Портрет Шаляпина. 1918 г.
Григорьев. Портрет Шаляпина. 1918 г.
Григорьев. Улица блондинок. 1917 г.
Григорьев. Улица блондинок. 1917 г.

И пусть вас не пугает эта дама слева. Это только одна грань творчества «русского Дега», который оказался очень русским художником и совсем не Дега. Закончу с музеем Академии художеств и обязательно напишу здесь и о Кустодиеве и о Григорьеве, о двух поразивших меня художниках.

Кстати, умер Борис Дмитриевич в Париже в 1938 году в возрасте 50 (!) лет после операции. Молчу, молчу, ни слова про лейкемию. Еще хотелось отметить, что непосредственно перед смертью и Григорьев и Яковлев и Лоховский вместе преподавали в Школе изящных искусств в Бостоне. Странно все это.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.