golovac

Categories:

Ленин на Неве.

Прошло 14 лет со дня окончания Второй мировой. Всего четырнадцать. Если отмотать назад эти крохи от  сегодняшнего дня, то увидим казнь Кадафи, смерть Литвиненко в Лондоне от чая с полонием. Это же недавно было, правда? Вот и для моих родителей пролетели эти годы на одном дыхании. Еще вчера отец батрачил на немецкого бауэра и жрал брюкву со снетками (с тех пор не ел ни того, ни другого), а мама в эвакуации выживала в семье из четырех женщин и девочек на одну рабочую карточку. А сегодня они притащили меня, пятилетнего сына, на набережную Невы посмотреть на Ленина.

Фотографировал папа, а в первом ряду в середине в белом платочке позирует мама.
Фотографировал папа, а в первом ряду в середине в белом платочке позирует мама.

Этот нетеплый сентябрьский день даже я хорошо запомнил. Такой всеобъемлющей радости, как в день полета Гагарина, в памяти не осталось, но праздник точно был! Очень похоже на Первомайскую демонстрацию по настрою.

Папиной рукой на фото сделана приписка о значимых событиях тех дней- про ракету «Лунник» и визит Хрущева в США. Великая была страна, великие события случались.

Два слова про Ледокол и его стояние на Неве. За три года на Адмиралтейском заводе в Ленинграде построили первое в мире надводное судно с атомной силовой установкой. Первая американская атомная подводная лодка была создана в 1952 году, первая советская- в 1957. И вот первый ледокол! Он получился могучим и работящим, красавцем и невезунчиком. Размерами первенец почти не уступал последующим поколениям арктических извозчиков. Линейные размеры «Арктики» или «Советского Союза» превышали ленинские процентов на 15. Зато были почти вдвое мощнее. Правда, следующее поколение ледоколов снова приобрело почти ленинские силы, так что создатели судна действительно совершили инженерный подвиг.

Таскал этот Ленин по Севморпути суда от Мурманска до Певека без устали почти 30 лет. Такой вот субботник с бревном получился. На самом деле многие вещи без него не случились бы. Престиж престижем, но в основе создания лежали вполне прозаические вещи- круглогодичный доступ к Новой Земле, где находилась наша главная база по испытаниям ядерного оружия, продление навигации на линии Дудинка- Мурманск и вывоз продукции Норильского комбината, попытка проводки судов Севморпутем до Певека, освоение Ямала. Помимо этого был успешно пройден новый высокоширотный маршрут к северу от Северной Земли. А это почти полюс!

 Что до невезения, то конструкторы и строители тут не причем. Раздолбайство- наше все. В 66-году операторы отключили насосы первого контура реактора. То есть ядерная реакция шла, тепло выделялось, а вода не качалась и его не отводила. Практически Чернобыль. Взрыва не было, но все внутри поплавилось. Вытащили только 40 % топливных стержней, остальное вместе с остатками реактора надо было как-то вынимать. Не уверен, что в истории случались подобные операции. Судно затащили в бухту у Новой Земли, надрезали обшивку снизу и перегородки изнутри. А потом направленным взрывом спустили на дно всю радиоактивную начинку, которая и по сию пору там отлеживается. Самого Ленина тихой скоростью отправили в Северодвинск на завод «Звездочка», где вставили дедушке ледокольного флота новое сердце из модернизированных реакторов, перепланировали под это дело почти половину помещений и поменяли приборную часть. И аккурат в юбилейный 1970-ый пошел дедок опять ломать лед по всей Арктике. Кстати, ни много ни мало прослужил Ленин до 1989 года, ровно тридцать лет. Афигеть! Если Вы понимаете о чем я говорю.

Ледоколы, а уж атомные прежде всего, это аристократы Севера. Там нет тесноты подводных лодок или утилитарности грузовых судов. Размеры корпуса задаются параметрами проводки, а никаких грузовых задач не решают. Поэтому там просторно и все для людей. Даже с нижних палуб. Прекрасное снабжение, отличная баня, бассейн не хилого размера, но... На чистой воде его штивает с борта на борт из за специфических обводов корпуса, не его это дело бегать по гладкому. А во льдах просто ад! Ледокол давит корпусом лед до двух метров. У современных есть норматив- скорость в таком льду должна быть до трех узлов. А по сухопутному- 6 км в час. Вы, значит, неспешно пешочком чапаете, а ледокольчик с такой же скоростью по двухметровому льду шурует. Так вот когда он ломится по ледяному полю, то его трясет жутко, а потом отколотые льдины со всего маха врезаются ему во все места- от скул до жопы, пардон, кормы. И это не только тремор, но и грохот. Плюс долгие выходы в море в силу высокой автономности. Не следует завидовать этим аристократам. Ох, не зря там платят деньги, ох не зря!

Кстати, теперь можно побродить по этому легендарному судну и все увидеть и пощупать самому. Будете проездом в Мурманске (хотя куда можно проезжать через край Земли?) загляните.  

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.