Дзен-душевное продолжение.
Пару дней назад мы ходили направо, туда, где растут большие камни, цари подхватывают воспаление почек, а кришнаиты радуются жизни. Это мы из Пьяной Гавани двигались в сторону Лахты, всего полтора километра вдоль газпромовской кукурузы.
Теперь, потряхивая рогами марки ОС-43 (ибо не проходит, зараза) предлагаю смотаться налево, в хорошем смысле этого слова. Отправимся справлять свою духовную нужду в сторону большого города Санкт-Петербурга через Старую Деревню. В Новую мы не пойдем, это хоть и по пути, но уже далековато будет. Так можно увлечься и до центра дочапать, но цель-то другая- пехом вокруг нашей Пьяненькой гавани пошататься- те же полтора километра!

В начале 20-го века народ конкретно сходил с ума. Распутин, революционеры, террористы, Блаватская и Шамбала, поэты «Серебряного века» и кокаинисты-морфинисты в салонах и на богемных шабашах, ушли Толстой и Чехов, остались Горький и Леонид Андреев. По улицам носятся Гапоны и Савенковы, Столыпина валят прямо в театре, а людям хочется верить в сказку! Хочется «точно знать», что все будет за@бись! Все сошлось в городе в одну точку- верхи маются дурью и страхом, попам (не важно какой они веры) нужна паства с баблом, маленькому, но гордому Тибету, который дербанят и китайцы и англосаксы одновременно, нужно покровительство России. И завертелось.
Время мутное, авантюристы всех мастей соединяйтесь! Нашлись пассионарии, землю из казны получили, денег выпросили. Ну как выпросили? В Лхасе они сказали, что Большой белый Царь Тибет возьмет под крыло, но надо денег для строительства храма собрать. Делай-лама разрешил именно «собирать». В Санкт-Петербурге доверчивым круглоглазым поведали, что Лама деньги зашлет, но дорога длинная, и пока- получили аванс. Высшему обществу доложили, что и Лама и Царь идею одобрили и лично просят всех присоединятся к стройке века. Прямо Остап Бендер и сбор денег для Отца русской демократии! Кто-то делает из отцов-основателей подвижников и просветленных, кто-то относит к международным аферистам. А как без этого?
Строили довольно долго, начали в 1909, открылись в 1915. Правда, служить начали в 13-ом в честь юбилея Романовых. Строил это великолепие (и чудо инженерной мысли, без иронии) архитектор Барановский. Личность во многом замечательная. Родился в Одессе в скромной семе, окончил реальное училище и отбыл в Академию художеств вольноопределяющимся. Был выперт по политическим мотивам сразу после поступления. Я пока не понял, что там в 1880 году заварилось в Академии (царя взорвали в 81-ом? ), но малец беспрепятственно пристроился в Институт гражданских инженеров, коей и закончил в 1885 году. Через два года он переделывает мансарду для купца Елисеева, а еще через два- строит тому дом на Фонтанке и руководит отделкой и декорированием здания.



Часть знатоков города по сию пору утверждает, что это неспроста, что женился одессит на купеческой дочке, а потому и стал личным елисеевским архитектором. Брешут завистники. Женат был зодчий на сестре своего приятеля, а заказы ему давал практически ровесник — глава Торгового дома «Братья Елисеевы» Григорий Григорьевич. Так что заслужил делом, а не телом.
Отвлекся я от Дацана на Елисеевых, во-первых, потому что все детство околачивался в их магазине на Невском и воспринимаю как родных, а во-вторых, строил Дацан их придворный архитектор, а это марка!

Хоть и открыли ребята красивый храм на берегу реки, как по канонам положено, но наполнить казну не получилось. Время смутное, не торопился православный люд в чужую веру красится. А тут и революция подоспела, заселили в храм революционных матросиков. Ребята быстро золоченому Будде (подарок от короля Сиама!) голову открутили на предмет поиска внутри несметных сокровищ, да остатки в воду и скинули. До сих пор ищут (обломки, не матросов). Храм, однако, местные попы отстояли, причем самым аферным способом. Пробились к Совнарком и убедили вождей, что народ Тибета всячески сопереживает Советской власти и мечтает с ней воссоединиться. О как! Не иначе Божий промысел им помог! Короче, образовался некий Советско-Монгольско-Тибетский Комитет, в ведение которого и передали храм. Так Советская Россия оказалась единственным государством, признавшим независимость Тибета, за что ей вечный «Банзай!» от всех Делай-лам сразу. И храм не отобрали, в отличие от всех прочих церквей. Потом-то все встало на свои места- лам к стенке, главного- в лагерь, в Дацан- радиостанцию. Сперва обеспечивала связь с Большой землей (в блокаду), потом глушила «голоса». И так до Собчака. Теперь снова- ленточки развиваются, барабаны крутятся.

На втором этаже ламы ведут прием за деньги- когда чего можно и нельзя (в Монголии вообще ничего не происходит пока лама не даст добро. Мы бурение не начинали месяц, пока не пришел нужный день. А у знакомых папу не могли похоронить восемь месяцев- лама запретил).
Даже если Вам от них ничего не надо, то стоит подняться, чтобы посмотреть на витражи Рериха.

В подвале можно пожрать дешевые бузы и супчик. В отличии от кришнаитов здесь надо платить (порция буз, салатик и чай — 20-30 р), зато это же мясо! И вкусно.
Следующая остановка через 100 метров и не сегодня. Другая будет история, со своими героями и байками.

А чтобы в памяти остался все-таки буддистский храм, а не мои рассуждалки о Елисеевых и революционерах, подкину фотографий и информации.


Помнится, я упомянул про инженерное чудо. Точно! Проект реализовывал архитектор съевший собаку на дорогих доходных домах- с лифтами, телефонами и центральным отоплением. Вот и здесь, вопреки традициям, монахи получили свою котельную и разводку тепла по храму. По тем временам- роскошь! Мне сразу вспомнился главный храм Улан-Батора и маленькие храмчики рядом с ним. Вход занавешен толстенным войлоком, из нагревательных приборов только жаровни с углями по периметру. На улице -35 градусов, я дрожу в пуховике и дутиках на ногах, а братия с бритыми черепами и в намотанных на тело шторах желтого и красного цвета быстро-быстро читает молитвы на санскрите, ловко переворачивая катрочки с текстом. А потом всей толпой галопом несется к жаровням, расталкивая прихожан, и блаженно щурясь в ожидании скорого обеда. Очень тогда проникся симпатией к буддизму, прям почти как к лютеранам.

