golovac

Categories:

Духовные тропы Пьяной Гавани. Окончание.

Пять минут ходьбы от Дацана и вот он «край» пешей доступности. На берегу Большой Невки стоит церковь Благовещения. Она круглая, желтая и, как практически все заведения такого рода, с непростой судьбой.

Тут Вам и Большая Невка и сама церковь и даже кусочек Елагина острова на другом берегу. Фото до 2012 года- еще не построили колокольню.
Тут Вам и Большая Невка и сама церковь и даже кусочек Елагина острова на другом берегу. Фото до 2012 года- еще не построили колокольню.

Когда-то здесь была мыза «Каменный нос», которую Петр Первый подарил своему соратнику Андрею Ивановичу Остерману. На землях Ингерманландии, «мыза» была некой единицей территориального деления и могла достигать сотен квадратных километров. (Например, Сарская мыза, ставшая позже Царским селом и городом Пушкин). Так что подарок был во истину царский. Именно этот канцлер Империи времен Петра и Анны Иоанновны заселил сей чухонский берег своими крепостными из Малороссии (то-то мне здесь уютненько!). Но ничто не вечно под луной, меняются цари, меняются канцлеры, меняются владельцы мыз. Сами мызы становятся просто деревнями. Замутил Андрей Иванович отодвинуть Елизавету от престола и воцарить малолетнего Ивана (Антоновича) Шестого. И поехал за то в Березов, по следам своего любезного товарища Александра Даниловича Меньщикова. (Кстати, могила Остермана в Березово сохранилась до сих пор, в отличии от Меньшикова. А Троцкий и вовсе оттуда сбег живым. Забавное местечко оказалось). А земелька наша досталась следующему Канцлеру Империи —  Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Его прекрасно сыграл Евстигнеев в «Гардемаринах».

Именно во время Бестужева-Рюмина возникли наши деревни- Старая, заселенная еще Остерманом, и Новая, опять же из хохлов, но уже нового канцлера. А раз есть людишки, то надо им церкву строить. И началось неспешное возведение деревянного дома верующих. И тут- бац!- а не пора ли тебе господин канцлер в ссылочку, как это водится на Руси!? И отбыл уважаемый человек на четыре года в места не столь отдаленные, но все-таки не в такие суровые, как его предшественники. Вернулся дедок уже после прихода на престол Екатерины (за которую и страдал). Вот тут церковь-то и построили- круглую и желтую, но деревянную. Зато украсил ее канцлер иконостасом Исаакиевского собора.

Это четвертый вариант Исаакиевского собора, а в нашей церкви стоял иконостас из второго варианта. Кстати, на горизонте торчит наша "кукуруза", все-таки почти 500 метров в высоту.
Это четвертый вариант Исаакиевского собора, а в нашей церкви стоял иконостас из второго варианта. Кстати, на горизонте торчит наша "кукуруза", все-таки почти 500 метров в высоту.

Первый Исаакий был маленьким, стоял справа от нынешнего и был замечателен только венчанием Петра Первого с Екатериной Первой же. Его без жалости разобрали на дрова и соорудили вариант 2 на месте нынешнего Медного всадника, почти на берегу Невы. На фото видно зеленую лужайку за деревьями- там стоял номер второй до 1763 года. Его начали сносить  дабы построить вариант 3 уже на месте, которое потом занял существующий четвертый вариант. Вот канцлер и подсуетился, перетащил иконостас в свою новую Благовещенскую Церковь в Старой деревне. Да так всех она впечатлила, что какое-то время стали зваться наши пенаты просто селом Благовещенским! А главная улица до 1923 года так и звалась- Благовещенской. Такая маленькая церковь и так много топонимики с ней связанной!

Судьба у деревянной и круглой тоже была не сахар, как и у ее хозяев. Лет сорок прошло с начала постройки и попала в нее молния! Сгорела желтая  дотла, но иконостас люди спасли. К тому времени канцлеры в наших краях закончилось и землю вместе с церковью купил Сергей Саввич Яковлев (про него, его папу и прочих Собакиных придется писать отдельно- захватывающая история!). Вот он-то и быстренько выстроил каменную красавицу, сохранив округлые бока. 

Почти такая же, как сейчас. Только колокольню снесли при СССР, а потом с другой стороны пристроили. Но уже пожиже.
Почти такая же, как сейчас. Только колокольню снесли при СССР, а потом с другой стороны пристроили. Но уже пожиже.

И все бы было с Благовещением в порядке, кабы не Советская власть. Терпела она, терпела религиозный дурман, да и пустила в расход настоятеля (ибо для нее все равны- что настоятель-буддист из соседнего Дацана, что местный батюшка, который хоть и пытался отсидеться в рядах «обновленцев», но все одно элемент чуждый), а в крепких каменных стенах организовала производство резиновых изделий. Не тех, о которых Вы подумали, а обычных шайб и прокладок. Не хилая у ей (власти) фантазия была. А с другой стороны- промышленность остро нуждалась в прокладках и шайбах, а стены прохлаждались без дела. М-да.

Крест установили на куполе, как я понял. Это все, что сподобились сделать за 6 лет демократии, ибо передали несчастную верующим 92 году.
Крест установили на куполе, как я понял. Это все, что сподобились сделать за 6 лет демократии, ибо передали несчастную верующим 92 году.

Долго собирались, но в начале 2000-ых резко ускорились и в 2003 году открыли и осветили храм. Еще через 10 лет сподобились выстроить колокольню.

Такой вот ансамбль получился. Жаль, что с этого ракурса не видно речку.
Такой вот ансамбль получился. Жаль, что с этого ракурса не видно речку.

Сейчас удивлюсь, а потом перейду к резюмирующей части.

Так проходит служба в этой церкви. Вот откуда они берутся в таких количествах? Мои ровесники (пенсионеры-пердунчики) в детстве ни во что не верили. По определению! Соответственно научить своих детей Закону божьему не могли никак, в силу своего невежества. Откуда нахватались 30-40-летнии этого дурмана?
Так проходит служба в этой церкви. Вот откуда они берутся в таких количествах? Мои ровесники (пенсионеры-пердунчики) в детстве ни во что не верили. По определению! Соответственно научить своих детей Закону божьему не могли никак, в силу своего невежества. Откуда нахватались 30-40-летнии этого дурмана?

Обратите внимание, я не пытаюсь сказать, что вера в Бога (любого) плохое дело. Отнюдь. Меня удивляет- откуда поколение «50-» набралось этих идей? Ведь если присмотреться, то навязчивой пропаганды религии нет, семейных традиций- нет, СМИ не бомбят призывами идти в церковь и нести туда «десятину». Так что за маркетинг замутили служители культа, что там не протолкнуться? 25-кадр?

Ну вот и близок конец обзора духовной жизни в нашем краю. Пора переходить к загробной части повествования, анонсированной вначале сериала. А для плавности перехода замечу, что вокруг церкви, как положено, располагалось кладбище. Даже два. Одно в церковной ограде, второе- за ней.  Так вот их в сороковых (это те, которые 36-37-38 и т.д.) просто срыли и застроили. Отдельные склепы торчали по району до начала 90-ых. А теперь об этом напоминает Поминальный крест у Благовещенской церкви.

Без- подробностей, но и на том спасибо.
Без- подробностей, но и на том спасибо.

Следующая серия (загробная) будет о том кладбище нашего райончика, которое сохранилось. Это примерно 12 минут пешком строго на север от Невки, тоже недалеко. Собственно ради Серафимовского кладбища я все и затеял, но получилось много остановок по пути.

P.P.P.P.P.P.P.P.S. Пока ковырялся в датах и именах для предыдущих постов познакомился с массой лишней, но крайне любопытной информации. Как всегда самое интересное в людях, в их сумасшедших судьбах, в переплетениях деяний, адресов и могил (в конце концов). Обязательно потом вывалю на всеобщее обозрение.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.