Провинциальная Франция. Часть 4. Прованс.
Всякое путешествие начинается с дороги, вот и наше перемещение из долины Луары в Прованс началось с 1000-км броска на арендованном авто. Чтобы не повторяться ( в Долину мы ехали из Ниццы кратчайшим путем), маршрут проложили западнее. Хотелось посмотреть глубинку Оверни и виадук Мийо. Удалось понять, что Франция большая страна, для Европы особенно. Зеленые горы, почти полная ненаселенка. Стадо овец в сопровождении пастуха, одетого в шкуру и с дубиной в руке, выглядело бы здесь весьма гармонично. Легко представить здесь воинственных галлов. По дороге затарились разнообразными овечьими сырами местного производства и добрались до виадука.

Мне всегда нравится бывать на таких местах. Не жалко потратить пару часов на дорогу.Виадук невероятно красив и грациозен. Его пилоны выше Эйфелевой башни. Пусть всего на 16 метров, зато вон их сколько.

На Южном съезде есть смотровая площадка и маленький музей истории строительства этого самого высокого на континенте моста. Выдающиеся инженерные сооружения не менее интересны, чем исторические архитектурные памятники. Плюс моя неистребимая тяга залезть повыше, посмотреть подальше. При этом я боюсь высоты до жути — лампочки дома меняет жена, выходя на балкон стараюсь держаться подальше от ограждения. И лезу, лезу наверх. В Торонто меня мутило, когда ходил по стеклянному полу телебашни, зато какой вид на озеро! В Макао очень хотелось обойти смотровую площадку телевышки по узкому помосту со страховкой. Но было холодно и ветрено, а мне еще неделю работать. Не рискнул. А вот сигануть с тарзанки в каньон Замбези не дала жена. «Кошелек» так рисковать не должен! Против такой аргументации не прыгнешь, а там 110 метров свободного падения! Красота!
К вечеру мы почти добрались до места, и тут я повернул направо. Правильно, но рано. И вместо того, чтобы спокойно доехать до нового дома, мы рванули на Тулон, к французским матросикам (база там у них). А ближайший разворот через 50 км и столько же обратно. В этом месте я психанул и сдался, дальше рулила жена. На извилистых пустынных дорожках Прованса, да еще в наступившей темноте, ничего мы не нашли. Больше часа ждали на обочине, пока «сдавальщик» не закончил обедать и не отвез нас по адресу. Хотя какой адрес? Ни указателей, ни номеров дорог или домов. Зато тихо, красиво уютно.

Можно было бы этим фото и ограничится, но мы получили такое удовольствие от нашего убежища, что хочется поделиться этим счастьем.

Нам и в Долине все понравилось, но здесь просто душа пела. Ни соседей, ни заборов, закрученные стволы оливковых деревьев, ухоженные кустики, речушка по краю участка! Может мне другой Прованс и не нужен?

Готовые картины импрессионистов в натуральную величину. И даже в раме.


Вся вилла укомплектована на десять человек, поэтому проблем с посудой или сидячими местами для нас четверых не возникало.

Несмотря на прохладную погоду бассейн работал на полную катушку — регулярно обновляли воду и чистили.


Мы особенно не искали границ участка, но от дома их было не видно. Нас это не расстроило.



А вот так начинался день. Солнце и зелень — нам так не хватает этого в Питере.

Одним из открытий переезда в Прованс стало понимание, что никто из нашей компании не говорит на французском! Ну надо же! Мы были уверены, что кроме моего поганенького, но нагло-уверенного немецкого и рафинированного (в стиле Джейн Остин) английского моей жены, у нас есть местный разговорный от приятеля. Долине Луары не было случая проверить его способности- везде платили мы, ключи от дома взяли и потом вернули под вазон у входа без контактов с хозяином, машину в аренду тоже брал я и даже умудрился прочесть девушке в прокатной конторе лекцию по истории фирмы АУДИ. Дело в том, что из экономии (жаба, такая жаба!) я заказал Мерседес В-класса. В аэропорту Ниццы такой машинки не оказалась, и девушка порадовала меня, что вместо «респектабельного» Мерса мне дадут какую-то ОДИ. Я струхнул, представив себя за рулем ижевской ОДЫ. Дело не в пальцах, просто я не умею ездить на «ручке». А впереди минимум 6 000 км! Жена одна не выдержит. Пришлось жестами и немецкими словами требовать Мерс! «ОДИ не хуже, зато больше, Вы получите универсал!»- «Я знаю, что ОДА универсал, отдайте Мерс!». И так долго и на повышенных тонах, пока дама не швырнула на стол ключи с почти олимпийскими колечками. Вау! Это они так на свой манер читают АУДИ. На немецком объяснил, что это сокращение — Ауто Унион Дойчланд Ингольштадт. И никакое не О-Д-И. Но и тогда обошлись без французского.
А тут заселяемся в потемках на виллу. Куча комнат, душевые, деньги, залог, карты дорог и расписание рынков- нормальная суета. И понимаем, что наш приятель говорит, но не понимает хозяина. Что характерно, хозяин тоже говорит и тоже не понимает приятеля. Вроде язык один, но что-то у них не складывается. Нам надоело ждать, пока они найдут единый французский язык, и жена быстренько все разрулила на универсальном английском.
Это открытие нас несколько расстроило, так как по предыдущему опыту мы знали, что вне туристических зон местные не жалуют англоговорящих, а потому рассчитывали на приятеля (особенно если учесть, что ни он, ни его жена рулить не умели, то мы надеялись, что хоть какая-то польза от них должна быть? Шутка).
В программе у нас значились : 1) Вердонское ущелье, 2) Грасс, Ванс, Сен-Поль де Ванс, 3) Мелкие городки вокруг дома 4) Экс-ан-Прованс + Марсель, 5) Монако, 6)Канны.
Первые три пункта требовала душа. Три последних невозможно было исключить, поскольку не было уверенности, что вскоре сможем выбраться сюда снова. Мы как-то душой прикипели к Италии и Австрии, ну и что-то новенькое тоже надо планировать. Пару- тройку раз мы позже во Францию выбрались, но до югов не доехали.
Начали, конечно, с ущелья. Дорога, на удивление, очень милитаризована- на подъезде расположена крупная военная база. Некоторые городки используются в качестве гарнизонов. Не красит это окружающую среду, ох не красит. Зато по дороге масса приятных малюсеньких городков, в которых по очереди работают фермерские рынки. Это разгуляево !

Но сначала ущелье. Пишут, что самое глубокое в Европе. Может и правда, я к таким вещам равнодушен. Главное, нравится- не нравится. Почти как с живописью! Ценность картины для меня определяется единственным критерием — должна мне нравится. Так вот Вердон мне о-о-очень понравился. Река пробивается сквозь горы узкой полоской по дну 700-метровой расщелины. Внизу устроена плотина и водохранилище.

Нам оно неинтересно, а вот ниточка зеленой воды далеко внизу и почти отвесные скалы, поросшие зеленью, манят и кружат голову. Начало в лучших традициях кофе-кальвадос-круасан в Эгине, городишке на южном берегу каньона. С кальвадосом напряг, пробуем коньяк и запиваем водичкой из фонтана.

Здесь же стартует какой-то пробег олдтаймеров. Мимо пройти просто невозможно. Жена готова каждый автомобильчик обнять и расцеловать. Любит он технику и красивые вещи, просто не оторвать.



Поехали! Дорога ухоженная, разъехаться можно даже с автобусом (слава Богу, нам не попался). Время от времени встречаются обустроенные смотровые площадки. Можно припарковаться, сделать фото, перевести дух, потому что для нас — равнинных жителей — любой серпантин это испытание нервов.






От нашего дома до начала ущелья всего 35 км, но, с учетом всех остановок и перекусов, на экскурсию ушел весь световой день. По дороге посидели в ресторанчике на самом краю обрыва.

Сел подальше от красот и поближе к кухне, нервы не железные. Среди посетителей была группа байкеров, весьма живописных и дружелюбных. Престарелые туристы с интересом их фотографировали, мы не стали исключением. С молодостью и авантюризмом даже рядом постоять приятно.

На следующий день нас ждал Ванс и Сен-Поль де Ванс. Просто Ванс не впечатлил и просто был лишним в этот день. А Сен-Поль это просто музей и огромный сувенирный магазин, но очень приличного качества.
На холме над городом музей современного искусства- Фонд Майо. Ну как современного? Начала 20-го века. Среди пиниевой рощи современное невысокое здание музея с мозаикой Шагала и картинами Кандинского, Леже, Матисса и того же Шагала.

Говорят, это «Лувр Лазурного берега». Нет, конечно, не Лувр и не Орсэ и даже не Гугенхайм в Венеции. Но в парке скульптуры Миро, Джакометти, Арпа и сумасшедший вид на побережье



Гулять, дышать ароматом сосен, никуда не спешить! После нашего дома это лучшее место в Провансе. Для меня. В этой поездке.
Чуть ниже расположен сам городок. Маленький отреставрированный кусочек старого Прованса 16-17 веков, превращенный в один сплошной художественный базар. Множество салончиков с живописью и изделиями из керамики. Мастерские художников, где на ваших глазах пишутся картины, а едва подсохшие уже выставлены на продажу. Все очень мило, ухожено, все радует глаз. Кроме обилия народа, который и генерирует ощущение базара. После тихой и безлюдной долины Луары массы людей, бродящих по Провансу начинали здорово раздражать. А ведь еще не начался май!



В основном же все в салонах и мастерских. Откровенного кича нет, все на достойном уровне. Ценники не выставлены, можно спросить. И, вероятно, выпучив глаза, отползти в сторону. Цены на живопись и предметы прикладного искусства в Европе значительно ниже наших российских. Но это уж больно туристическое место. Мы не удержались и купили небольшую современную картину в стиле постимпрессионизма с типичным прованским пейзажем. Не торговались, но попросили снять раму, чтобы легче было уложить в чемодан. 250 евро- от художницы, которая оторвалась от написания очередного «шедевра», только чтобы завернуть нам покупку. Мне до сих пор нравится поглядывать на окошко в Прованс, что появилось в нашей гостиной.




Пройдя городок насквозь, мы попали на смотровую террасу над кладбищем. Маленькое, ухоженное, без посетителей, которых, слава Богу туда не пускают. Здесь похоронен уроженец Витебска Марк Шагал. Мир праху!
Вот этот вид, он на что? Может кто-то объяснить — это уже Лазурный Берег или еще Прованс?

Пожалуй, надо остановиться. Грасс и остальное в следующий раз.